Суббота, 04.02.2023, 02:26
Приветствуем Вас,наш дорогой гость ГостьRSS
 
๑۩۞۩๑ ЦЫГАНСКИЙ САЙТ!МИШТО ЯВЬЯН! ๑۩۞۩๑
Главная | ๑۩۞۩๑ Каталог статей!๑۩۞۩๑ | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Цыгане [1]

Мини-чат

Наш опрос
На какой территории должна распологаться НАША республика ?
1. Ирак - Иран
2. Индия - Пакистан
3. Румыния - Украина
4. Египет-Турция
Всего ответов: 18

Музыка

Форма входа

Главная » Статьи » Мифы о цыганах! » Цыгане

Миф о цыганском единстве.
МИФ О ЦЫГАНСКОМ ЕДИНСТВЕ. Статья Николая Бессонова

Представление о том, что "цыган - и в Африке цыган" относится к разряду очень стойких. При этом сами цыгане всегда видели в своей среде огромные отличия. Знакомясь, они обязательно спрашивают, кто какой "нации". Последнее слово означает - выражаясь научным языком - "цыганскую этническую группу". У "нации" имеется не только свой диалект. Обязательно есть разница в обычаях, фольклоре, способах зарабатывать на жизнь. Русские цыгане сложили немало поговорок, отражающих многообразие традиций внутри одного народа.

Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба. (У каждого народа один язык, у цыган много языков).

Со сербеянэстэ ромэстэ лачэ лава, то руссконэндэ ромэндэ срамна лава. (Что у цыгана сербияна хорошие слова, то у русских цыган срамные слова).

Русско ром гитараса на розачелапэ, мадярско ром пэ скрипка пилинэ. (Русский цыган с гитарой не расстаётся, мадьярский цыган на скрипке пилит).

Русско ромны чурдэла, молдавско - тряпки скэдэла. (Русская цыганка гадает, молдавская - тряпки собирает).

Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла. (Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдаёт).

Рома-молдованы таргинэна невестэнца, ямарэ рома - только грэнца. (Цыгане-молдаване торгуют невестами, наши цыгане - только конями).

Молдаваны пэскирэн невестэн бикнэна, а русска рома якэ отдэна. (Молдаване своих невест продают, а русские цыгане за так отдают).

Хэдыр невеста тэ чорэс, со, сыр молдованы, тэ бикнэс. (Лучше невесту украсть, чем, как моддаване, купить).

И я ещё отобрал для этой статьи самые безобидные поговорки. Когда русские цыгане рассуждали о чистоплотности, о положении женщины в семье или о способах заработка, у них на языке вертелось немало едких слов.
После перехода на оседлость цыгане, живущие в крупных городах, стали больше между собой общаться. Их бытовые условия сблизились. Но и сейчас существуют отличия в культуре. Вот вам сценка из жизни. В современной Москве встретились на Пасху две хорошие знакомые. Русская цыганка по обычаю говорит крымке: "Христос воскресе" - а та ей в ответ: "Аллах акбар". Разошлись с обидой. И совершенно напрасно. Русские цыгане - православные. Большинство крымских цыган - мусульмане. Так сложилась история. По большому счёту разная религиозная принадлежность не мешает крымам и русска рома общаться, вместе сидеть за праздничными столами, или - допустим - петь в одном ансамбле.
Но с другой стороны, сколько раз слышал я от московских цыган-христиан недоверчивую фразу в адрес крымов:
- Не нашего бога люди.
Итак, даже при наличии взаимного уважения (а оно между русскими цыганами и крымскими несомненно есть) на заднем плане всегда остаётся некоторое отчуждение.
Нам, русским это трудно до конца понять. Мы - единый народ. Конечно, казаки отличаются от поморов из-под Архангельска. И всё же различия никогда не бывают настолько кардинальны, как в цыганской среде. Мы меряем прочие народы "на свой аршин". Я подобрал несколько цитат, которые весьма характерны для мифа о цыганском единстве. Почитайте. Это писали в XIX веке умные и образованные авторы:

"Они рассеяны по всему материку, и живут между различным населением, но везде сохраняют особый свой характер... между цыганами Венгрии и Пиренейских департаментов Франции нельзя найти разницы".
Де-Жерандо.

"Где бы вы ни встретили цыгана: под Москвою ли, или в Бессарабской степи - это будет один и тот же цыган и с тою только разницею, что под Москвою он - в синей чуйке, подпоясанной красным кушаком, а в Бессарабии он путешествует в весьма вольном декольте - одетый почти в адамовых костюмах". 
Статья в "Ниве" 1872 г., № 25

"Удивительно, как цыгане повсюду верны свое природе, и как могуч этот тип, если он в течение стольких столетий и на таких противоположных концах Европы как Россия и Южная Испания сохраняет оригинальность и тождество своего характера".
П.Боткин.

Как мы видим из этих текстов, "взгляд со стороны" бывает весьма обманчив. Если бы процитированные здесь Боткин или Де-Жерандо были вхожи в национальную среду, то непременно поняли бы, что цыгане разных стран могут при встрече даже не почувствовать "зова крови". Если бы в одно купе поезда сели современный испанский кало, (говорящий только по испански), палестинский дом (с родным арабским языком) и украинский сэрво (из числа забывших цыганский язык хохлов), то они даже не поняли бы, что принадлежат к одному народу.
Я думаю, любой согласится, что мало точек соприкосновения между теми, кто многие столетия придерживался разной веры. Католики из Германии и мусульмане из Палестины или Турции - это совершенно разные люди.
                               
         Цыгане этногруппы "дом", проживающие в Палестине, вот уже тысячу лет исповедуют ислам. Фото из книги "The Dom of Ierusalim".
                                    
                      Венгерские цыганки в католическом храме.
                            
  Слева русская цыганка. Справа - "мадьярки" с типичными коренастыми      фигурами. Совершенно разный этнический тип.
Интересно наблюдать, насколько разным бывает типаж лиц у отдалённых друг от друга этногрупп. И, конечно же, мне хотелось бы донести до окружающих мысль о том, как раздроблен цыганский мир.
По большому счёту очень легко сделать для этого интеллектуальное усилие. Надо всего лишь распространить на цыган аналогию с уже известными человеческими общностями. Чаще всего я советую вспомнить термин "славяне", включающий в себя много непохожих народов. Но есть и другие "крыши", под которыми уживаются люди с разными языками. Близки друг другу - но далеко не едины "скандинавы". Очень пёстрая мозаика у "кавказцев". Короче говоря, цыгане тут далеко не исключение.
                                         
                    Палестинский цыган-дом. Фото начала XX века.
                                         
       Цыгане-боша из Закавказья. Фото второй половины XIX века.
                                         
                        Украинская цыганка-сэрвица. 1930-е годы.
                                         
                 Румынская цыганка, торгующая цветами. 1938 г.
                                         
                                           Кэлдэрары. 1892 год.
                                         
       Цыганские ремесленники,вырубающие корыта. Венгрия, 1905 год.
                                         
                         Среднеазиатская цыганка. Начало XX века.
                                         
                        Испанский цыган. Конец XIX столетия.
Мало кто знает, что большинство цыганского народа давно утратило родное наречие. В этом смысле ситуация в нашей стране - исключение. К примеру, в Венгрии четверо цыган из пяти говорят только по-венгерски. Многочисленные испанские цыгане уже почти забыли свой диалект "кало". Среди языков, на которые прочно перешли некоторые этногруппы, назовём румынский, арабский, таджикский, турецкий, армянский.

Категория: Цыгане | Добавил: aysel (25.03.2011)
Просмотров: 4974 | Рейтинг: 3.2/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
   

Поиск

Цыганская жизнь

Цыганская жизнь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


๑۩۞۩๑Angelina-Gipsy © 2023 ๑۩۞۩๑