Со временем, с развитием и совершенствованием всего корпуса ритуалов все больше специализировалось и жречество. В итоге полный состав из 16 служителей стал обязательным элементом главных церемоний. Эта группа из 16 жрецов состояла из четырех главных жрецов и их помощников, при этом каждый из четырех главных служителей играл уникальную роль в отправлении ритуала: * Хотар занимался рецитацией заклинаний и молитв. Эти объекты рецитации могли состоять из одиночных стихов (ṛc?, рич), строф (tṛca?, трича (из трех стихов) либо pragātha?, прагатха (два стиха)) или целых гимнов (sukta?, сукта), взятых из «Риг-веды». Так как каждый этап исполнения ритуала требовал прочтения заклинаний, то хотар занимал лидирующую позицию среди других жрецов.
* Адхварью был ответственен за материальные стороны жертвоприношения. Согласно Моньер-Вильямсу, адхварью должен был смешивать землю, строить алтарь, приготовить ритуальную посуду, принести дерево и воду, зажечь огонь, доставить животное и принести его в жертву. Каждое его действие сопровождалось формулами (яджус), взятыми из «Яджур-веды». Со временем роль адхварью выросла, и многие отрывки из «Риг-веды» были включены в текст «Яджур-веды».
* Удгатар был певцом гимнов, основываясь на мелодиях (саман) взятых из «Сама-веды». Он играл особенную роль в жертвоприношениях сомы: он пел хвалебные гимны, чтобы усилить энергетические свойства свежевыжатого сока растения сома.
* Брахман руководил всем процессом и был ответственен за исправление ошибок в ритуале за счет дополнительных заклинаний.
Добавлено (08.01.2011, 23:44)
---------------------------------------------
Су́рья (санскр. सूर्य — «Солнце») — бог Солнца в индуизме. Сын Дьяуса и Адити, один из братьев-Адитьев. Занимает весьма видное место в Ведах, в «Риг-веде» ему посвящено десять гимнов. Его почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража. Его атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи.
В послеведический период Сурья утрачивает большую часть своего значения и становится одним из хранителей мира — Локапал. Упоминается в «Махабхарате» и входит в значительное число сюжетов. Когда Сурью преследовал демон Раху, Брахма, не желая, чтобы Сурья в пылу сражения сжёг весь мир, повелел Гаруде отнести своего брата Аруну в солнечную колесницу, чтобы тот своим телом заслонял мир от жгучих лучей. Так Аруна стал возницей Сурьи и божеством утренней зари.
Сурья также является отцом Карны, одного из главных героев эпоса. Сурья пытается изменить судьбу Карны, которому суждено пасть в битве Пандавов с Кауравами на Курукшетре (cp. c попыткой Зевса спасти от гибели своего сына от Лаодамии ликийского героя Сарпедона, нарушив тем самым предначертание судьбы). В «Риг-веде» упоминается, как Индра в сражении победил Сурью, украв у него колесо. Аналогично, в «Махабхарате» в финальном сражении двух величайших героев сын Индры Арджуна побеждает Карну (сына и частичное воплощение Сурьи), когда колесо его колесницы увязло в земле.